эмблема картинка эмблема

Сергей Колосков. 14-02-2021

Последнее обновление 28-03-2021

Чемпионаты мира. Борьба за золото

Тема этого материала совсем не относится к статистике. Скорее это исторические поиски, попытки собрать воедино разрозненные сведения о самом первом трофее чемпионатов мира, так называемом Кубке Жюля Римэ.

Почему так называемом? Так его так стали называть только в 1946 году. А до того времени это был кубок «Победа», или «Золотая богиня Ника», были и еще варианты его названия.

Сам Жюль Римэ, будучи президентом ФИФА, заказал известному французскому ювелиру Абелю Лафлеру изготовить трофей для первого чемпионата мира, который должен был пройти в 1930 г. в Уругвае. Ювелир спросил Римэ: «Какая главная идея?». Римэ ответил: «Победа».

Дорогая вещь оказалась — общий вес с постаментом 3,8 кг, постамент из ляпис-лазури или лазурита, сам кубок изготовлен из позолоченного серебра 925 пробы. Общий вес фигуры без постамента составлял 1,8 кг, вся высота трофея 35 см.

Постамент представлял из себя прямоугольную призму со скошенными верхними углами. Таким образом, на постаменте было 4 плоских грани, на которых планировалось крепить золотые (позолоченные) пластины с выгравированными именами команд-победительниц.

Вот как выглядит оригинальный постамент.

Известно, что ФИФА (так пишут) заплатила ювелиру 60000 швейцарских франков. Это о-ч-ч-ень серьёзные деньги по тем временам. Не забывайте, что в мире бушевал экономический кризис, именуемый Великой депрессией. Тройская унция золота тогда не была предметом торгов, долгие десятилетия её стоимость была 20,67$ (до 1934 г., потом 35$). В долларах, например, кубок стоил около 12000 — это среднегодовой доход 6-7 рабочих в США в те годы. Да за эти деньги можно было купить автомобилей среднего класса на всю команду.

Вопрос, конечно, один — откуда у ФИФА уже тогда были деньги? Турниров не было, Олимпиады проводил МОК (а футбольные турниры приносили до трети всего дохода от Игр). Ежегодные членские взносы в ФИФА составляли сначала 10, потом 25$ от одной федерации, да плюс отчисления (не более 1%) от проведения международных матчей. Не Бог весть что от чуть более, чем двух десятков федераций. Страна-организатор первого чемпионата мира Уругвай взяла на себя все расходы на доставку из Европы через океан команд-участниц на комфортабельном «Конте Верде», на размещение и проживание команд на турнире. Известно, также, что ФИФА выторговала себе 10% от доходов первого чемпионата мира, но не авансом же. А доходы были. Но вернёмся к кубку.

Жюль Римэ вёз собранный воедино кубок (постамент и фигуру) на пароходе «Конте Верде» в своем саквояже от французского порта Вильфранш-сюр-Мер до Монтевидео.

Ж.Римэ передал этот кубок на хранение президенту Ассоциации футбола Уругвая (АУФ) Раулю Юду (Raúl Jude, есть и другие варианты написания его фамилии по-русски) в день приезда 5 июля 1930 года, так как 6 июля об этом уже было напечатано в местных газетах. Следующий раз этот кубок мир увидел только ближе к турниру 1934 г. в Италии.

Момент передачи кубка от Ж.Римэ запечатлен на фото, обошедшее газеты на следующий день.

Сам кубок на время турнира был перенесён в хранилище банка Монтевидео.

Никаких документальных доказательств того, что кубок был изъят из банка в день финального матча и привезён на стадион «Сентенарио» не существует. Ибо такого и не было. Как не было и самой, привычной в наши дни, церемонии награждения команды-победительницы.

После финального свистка народ с трибун хлынул на поле, полиция не справлялась. Есть кадры видео- и фотохроники, на которых виден Пабло Дорадо, автор первого гола уругвайцев в финале, бегущий с неким блестящим кубком в руке. Причём под мышкой у него был отлетевший от кубка деревянный постамент. Но это совсем не тот трофей, о котором мы ведём сегодня речь. Никто сегодня доподлинно не знает, что за блестящий кубок был у Дорадо в руке, кто его ему выдал. Да вот он и сам на фото, рядом бежит вратарь Энрике Бальестероc, а чуть глубже капитан команды Хосе Насасси.

И никаких других наград игроки не получили в день финала.

Для чемпионов мира тому же парижскому ювелиру Лафлеру были заказаны (вероятно ФИФА) золотые именные медали. Они имели необычную для медалей форму, были действительно золотыми, 18К, т.е. 750 пробы, весили 13 граммов.

Вот как они выглядели. Эта медаль предназначалась вратарю Э.Бальестеросу.

Всего ювелиром было изготовлено 11 таких медалей, и на каждой было имя чемпиона. Четверо игравших на турнире из состава сборной Уругвая так и не получили такой медали. Это Хуан Ансельмо, Сантос Урдинаран, Педро Петроне и Доминго Техера. Х.Ансельмо был олимпийским чемпионом 1928 г., на чемпионате мира в двух матчах забил 3 гола, но медали не удостоился. С.Урдинаран был двукратным олимпийским чемпионом. Впрочем, так же, как и П. Петроне, который к тому же является самым молодым олимпийским чемпионом по футболу в истории Игр. Д.Техада был в составе команды на Олимпиаде 1928 года.

Итак, 11 победителям финала 11 числа 11 месяца 1930 г. в здании Ассоциации футбола Уругвая, находившемся по адресу: г. Монтевидео, проспект 18 Июля, д.1520, были вручены золотые медали. К сожалению, нет фото этого момента, уругвайских газет за ноябрь также не осталось. Один источник сообщает, что сам Жюль Римэ вручил игрокам эти медали. Боюсь, что это не соответствует истине. Медали вручал Энрике Буэро — ведь он был вице-президентом ФИФА. Этот уругвайский дипломат, приложивший немалые усилия для организации турнира, незаслуженно впоследствии отодвинут в тень самим Жюлем Римэ, хотя без Буэро турнир вряд ли бы состоялся.

Нет информации о том, что уругвайские игроки хоть краем глаза видели кубок богини Победы, не то что держали его в руках. Поэтому все попытки в художественной форме изобразить великого капитана сборной Уругвая Хосе Насасси с богиней Никой в руках — не более чем полёт творческой фантазии. Это не особо нарушает гармонию выпущенной шотландским художником Стивом Гулбисом серии «20 капитанов». Если приглядеться, то постамент трофея не соответствует эпохе.

Столь позднее награждение — более, чем через 100 дней после финала — можно бы было объяснить тем, что медали изготавливались в Париже.

Ассоциации футбола Уругвая заказала для всех участников чемпионата различные медали, медальоны, значки у другой известной ювелирной фирмы в Европе — в миланской конторе Stefano Johnson S.P.A.

Между прочим, в уругвайском еженедельнике Mundo Uruguayo №604 от 7 августа 1930 г. было опубликовано фото торжественного банкета в одном из особняков Монтевидео, на котором аргентинским игрокам были вручены «красивые золотые медали» — так гласит подпись под снимком. Известны такие же медали, как и у чемпионов, только серебряные, и также именные. Например, медаль Гильермо Стабиле хранится в музее ФИФА.

Надо сказать, что подобной формы медали организаторы вручили игроку или игрокам нескольких команд — это просто памятные медали. Кстати, миланские медальеры сделали серебряные и бронзовые круглые памятные медали: серебряные для игроков, бронзовые для публики, они были в продаже. Похоже, что именно такую медаль получил глава делегации Югославии Коста Хаджи, равно как и другие делегации. Поэтому она не может быть доказательством завоевания какого бы то ни было места на турнире. А вот две бронзовые именные медали для игроков сборной США существуют и их изображение можно найти в интернете. Это к спору между США и Югославией за 3-е место, которое не было единственный раз на мундиалях разыграно.

Первую часть нашего исторического обзора завершим фото самого кубка.

Вернее, это реплика кубка, хранящаяся теперь в Монтевидео. Почему это реплика, где оригинальный кубок, сколько раз его умыкали и незаконно переделывали, как реплики становились оригиналом и почему на первым фото в начале статьи был только постамент кубка — об этом постараемся рассказать в следующей части.

Для желающих познакомиться с образцами значков и медалей ЧМ 1930 предлагаю этот источник (на испанском языке):

http://www.monedasuruguay.com/bib/bib/m/manmed30.pdf

Все 20 рисунков капитанов-чемпионов с 1930 по 2014 гг. можно посмотреть тут:

https://cartophilic-info-exch.blogspot.com/2015/02/etsy-stephen-gulbis-20-world-cup.html

Необходимые дополнения

В первую очередь хотелось бы дать фото знаменитого ювелира-медальера Абеля Лафлера. Не так просто найти в интернете его изображение. И нашлось оно на видео, посвященном истории зарождения чемпионата мира 1930 года.

Дадим несколько уточнений по самому трофею.

Стоимость кубка составила 50000 французских франков. Несмотря на то, что современные источники утверждают, что фигура Богини и чаша изготовлены из позолоченного серебра, — следует иметь в виду следующее. В первой половине 20 века серебро не являлось особо ценным металлом, оно было в 40 раз (!) дешевле золота. Полтора килограмма серебра стоили от силы 700 французских франков — почувствуйте, как говорится, разницу.

Теперь о размере трофея. Первый оригинальный кубок имел общую высоту 30 см, сама фигура высотой 23 см. Поэтому, когда вы читаете о высоте кубка в 35 см — это высота другого варианта кубка, об этом многое рассказано во второй части статьи («Борьба за золото-2»).