эмблема картинка эмблема

Сергей Колосков. 18-04-2021

Чемпионаты мира. Запасной вратарь

Время от времени в футбольных кругах поднимается вопрос о целесообразности жёсткого регламентирования количества вратарей в заявках команд на турнирах Кубка мира. Как известно, с 2002 г. заявка включает теперь 23 футболиста, а не 22 как было с самого начала, с 1930 года. Только 23-м, дополнительным игроком может быть только вратарь.

Таким образом, 3 вратаря должно быть в каждой сборной, участвующей в матчах чемпионата мира.

В статье «Два состава» уже освещалась история о 3 вратарях в заявках первых турниров. Уже в 1934 г. можно было заявить 3 вратарей. Главное слово тут — можно. Кто-то заявлял (но третий вратарь, как правило, оставался на родине), кто-то обходился и двумя. Обо всём этом подробно говорили в вышеупомянутой статье.

Известно, что номера на футболках в матчах чемпионатов мира появились в 1950 г., но номеров было только 11, т.е. кто был на поле, тот был с номером. В каждом матче игрок мог быть с разными номерами, по позиции. Об этом также уже говорили ранее (см. статью «О номерах»).

С турнира 1954 г. была введена система заявки с жёстко закрепленными номерами за конкретным игроком: каждый из 22 максимально возможных футболистов в заявке получал свой номер.

Однажды было допущено исключение из устоявшегося правила, и на турнире 1962 г. в заявке сборной Уругвая появился игрок под номером 23. Ну, суеверные подобрались футболисты в команде, ни в какую они не хотели, чтобы у кого-то был №13. Официальные органы то ли просмотрели, то ли дали поблажку: «несчастливый» номер уругвайцы пропустили, в итоге игроков у них было 22, а у одного был номер 23. Более такого не наблюдалось. Наверняка, где-то было зафиксировано на бумаге правило присвоения номеров.

Но до турнира 2002 г. был ещё один случай, когда в одной из команд появился в заявке игрок под номером 23. И связана эта ситуация была с вратарями. Поэтому, подойдём к тому случаю постепенно. Да потому, что это был не первый случай с «лишним» вратарём в заявке.

Дискуссии о необходимости иметь в заявке третьего вратаря были. Некоторые команды по старинке заявляли только двух. Иногда из-за этого были непростые ситуации.

На турнире 1978 г. у сборной Мексики было 2 вратаря. Первый получает серьёзную травму в ходе поединка. На замену вышел резервный. В следующем матче тот резервный играет в основе. А кого вписать в заявку на матч в качестве резервного вратаря? Ведь ФИФА рекомендовала в число 5 запасных на каждый матч включать как минимум одного голкипера. Это касалось турниров с 1970 по 1990 включительно. Кого вместо вратаря могли вписать в пятёрку запасных мексиканцы? Конечно, полевого игрока. Дело было в третьем туре первого группового этапа, Мексика уже потеряла шансы на попадание в следующий этап, дозаявлять дополнительного вратаря не стали (или не разрешалось?).

И что интересно — резервным вратарём мексиканцы назначили на тот матч игрока основы Антонио Де ла Торре. Была бы сложная комбинация в случае выбытия вратаря. Со скамейки запасных вышел бы резервный полевой игрок, формально вместо вратаря, но в ворота встал бы Де ла Торре. К счастью, никаких форс-мажоров в матче Мексика — Польша не случилось. Следует уточнить, что в заявке на матч просто вписывались 5 фамилий резервистов, не выделяя никак их амплуа. Это уже позже ФИФА требовала отдельно указывать двух вратарей среди 12 запасных на матч.

Этот случай, наверное, показательный. Редко кто потом привозил двух вратарей на чемпионат мира. Но приверженцы такого подхода были. На турнире 1982 г., когда впервые участвовали 24 команды, все имели в заявках по 3 вратаря. А вот на турнире 1986 г. Болгария и Южная Корея заявили только двоих. На ЧМ-90 Колумбия и Ирландия последовали тем же путём. Причём, сборная Ирландии и на следующем чемпионате мира в 1994 г. была опять же только с двумя вратарями (Пэт Боннер был основным оба раза). Да и Болгария на ЧМ-94 вновь была с двумя голкиперами. Отметилась в этом ряду на турнире 1994 г. и сборная России с Дмитрием Хариным и Станиславом Черчесовым в заявке. А у болгар и на ЧМ-98 опять было лишь 2 стража ворот — и все три раза в заявке был Борислав Михайлов, в 1986 г. ему было 23 года, а в 1998 уже все 35. В 1998 г. по два вратаря заявили также сборные Южной Кореи и Югославии.

В 21 веке все команды заявляли по 3 вратаря. Был случай со сборной КНДР на ЧМ-2010, заявившей форварда в разделе вратарей. Но им быстро разъяснили суть вещей, и «лишнего» нападающего им заполучить не удалось (см. статью «Два состава»).

На 5 турнирах с 1978 г. зафиксировано 8 случаев, когда команда в матчах одного турнира использовала 3 вратарей. В 6 случаях из 8 этим командам и сыграть пришлось лишь 3 матча на чемпионате, а значит в каждой игре был другой вратарь. Конечно, без травм не обошлось.

Сборная Франции в 1978 г. во втором матче потеряла из-за травмы основного вратаря Жана-Поля Бертрана-Демана, неудачно спиной ударившегося о стойку ворот. Его заменил Доминик Барателли. А в третьем ничего не решавшем матче поиграл и третий резервный вратарь Доминик Дропси.

Сборная Чехословакии на турнире 1982 г. задействовала всех 3 вратарей в 3 матчах. Травм не было, но «провалившего» середину второго тайма с Англией Станислава Земана тренер заменил на 75 мин. В первой игре «в рамке» был Зденек Хрушка, а выходил на замену и стоял в третьем матче с Францией Карел Стромшик.

Дебютанты мировых первенств сборная Греции в 1994 г. в трёх матчах пропустила 10 мячей, не забила ни одного. Все три вратаря отыграли по 90 минут (Антониос Мину и Элиас Атмацидис пропустили по 4, а Христос Каркаманис «только» 2 гола).

В 2014 г. всех 3 вратарей в 3 матчах пришлось задействовать и сборной Португалии. Руй Патрисиу получил 4 «пробоины» от неудержимой сборной Германии в первом матче и оказался травмированным. В двух остальных матчах стоял Бету. Минуты за 3 до конца в игре с Ганой он неудачно приземлился, но превозмогая боль, спасал ворота от атак игроков Ганы. И всё-таки на 89 мин тренеры решили его заменить на свежего Эдуарду. Бету был весьма недоволен этой заменой, он хотел доиграть матч сам.

На турнире в России в 2018 г. сборная Саудовской Аравии продемонстрировала всех 3 своих голкиперов, самому младшему из которых, Абдулле Аль-Маюфу, был 31 год. Он и пропустил больше остальных в матче открытия от сборной России, все 5 мячей. 36-летний Мухаммед Аль-Уваис и 34-летний Яссир Аль-Мусайлим пропустили по голу каждый. Все вратари сыграли по матчу без замен.

В том же 2018 г. в сборной Туниса к третьему туру в строю остался только один вратарь. В качестве резервного был заявлен полевой игрок. Об этом рассказано в статье «Два состава».

Эти примеры доказывают необходимость иметь в составе 3 вратарей. Всякое может случится.

Были две команды, использовавшие трёх вратарей более, чем в 3 матчах. На ЧМ-82 на первом этапе все 3 матча играл основной вратарь Жан-Мари Пфафф. Но в последнем туре с Венгрией от травмировался. На втором этапе сыграли оба его сменщика: с командой Польши три гола пропустил Тео Кюстерс, а со сборной СССР играл Жак Мунарон и пропустил один гол.

А вот на ЧМ-2014 впервые команда-призёр дала поиграть всем своим голкиперам. Речь о сборной Голландии и её тренере Луи ван Гале. Основной вратарь Яспер Силлессен сыграл в 7 матчах. Но в четвертьфинале с Коста-Рикой тренер голландцев сделал «странную» замену уже на исходе овертайма, вернее даже на исходе 120+1-й минуте в преддверии серии пенальти (пробыл на поле 24 секунды, не коснувшись мяча). Ван Гал психологически «поддавил» костариканцев — мол, сейчас держитесь, пенальти вам этому киперу не забить! В роли всемогущего вышел Тим Крул. И взял 2 пенальти из 5! Голландия вышла в полуфинал, ход тренера сработал. В полуфинальном матче с Аргентиной таким приёмом ван Гал пользоваться не стал, в серии пенальти Силлессен пропустил все 4 гола в отличии от аргентинца Серхио Ромеро, который парировал два удара. А вот в матче за 3-е место с Бразилией, деморализованной жестоким разгромом в полуфинале, ван Гал вновь в конце, при счёте 3:0, на 90+3-й минуте выпустил резервного вратаря, на сей раз Мишеля Форма (пробыл на поле 2 минуты, два раза пробил от своих ворот). Хоть по минуте-другой, но оба резервиста сыграли, Крул даже и меньше. Но Крул был крут!

Были на чемпионатах мира и случаи, когда в одной команде в заявке оказывалось 4 вратаря. Все эти случаи связаны, конечно, с травмами.

На турнире в Италии в 1990 г. у сборной Аргентины в заявке было 3 вратаря. Основным был 32-летний Нэри Пумпидо под №1. Он и сыграл в матче открытия с Камеруном, и вышел в основе на матч с командой СССР. На 10-й мин свой же полузащитник Хулио Олартикоэчеа нанёс вратарю травму. На замену вышел 26-летний Серхио Гойкочеа. Он блестяще провёл весь турнир, в 6 матчах пропустив 3 гола, в двух сериях пенальти взял 4 и один удар пришёлся в перекладину. В резерве у аргентинцев был 24-летний Фабиан Канселарич, ни разу не игравший за сборную. Аргентинцы попросили внести в заявку еще одного голкипера взамен выбывшего Пумпидо. ФИФА дала добро. Анхель Комиссо 28-летний вратарь, принадлежавший клубу «Ривер Плейт», но игравший в аренде в Мексике. Волею судьбы он просто оказался в то время в Италии, и его заявили под тем же номером, что был у Пумпидо, под №1. Комиссо не только не сыграл ни минуты, но поговаривают, что и на скамейке запасных вместе с другими игроками он ни разу не появился на матчах. А команда ведь играла в финале. Вот выиграла бы Аргентина, считался бы чемпионом мира Пумпидо? А Комиссо, за карьеру так и не сыгравший ни одной игры за Аргентину? Ну, выигрывали тогда немцы, не будем фантазировать.

Этот случай широко известен. Но на том же турнире ещё в одной команде оказалось 4 вратаря. Речь о сборной Англии.

В заявке под номером 1 был Питер Шилтон, это был его третий чемпионат мира, а ему самому уже шёл 41-й год. Под №13 был заявлен также 30-летний Крис Вудс, а третьим запасным был 26-летний Дэвид Симэн. Шилтон отыграл весь турнир без замен, в том числе и проигранный матч за 3-е место с хозяевами сборной Италии.

После первого тура на тренировке Симэн повредил большой палец руки. Англичане попросили у ФИФА экстренную замену. Так в заявке у Англии вместо Симэна появился 31-летний Дэйв Бизант, получивший номер 22, под которым был в заявке и Симэн.

Третий подобный сюжет произошел на ЧМ-98. Но кое-чем он отличался от двух ситуаций в 1990 году.

В сборной ЮАР сюжет с вратарями на ЧМ-98 был необычный. В заявке было 3 вратаря, в том числе почти 31-летний Андре Арендсе. Но 8 июня на тренировке (за 4 дня до их первого матча с Францией) Арендсе травмирует колено, играть с таким повреждением невозможно. В срочном порядке вместо Арендсе южноафриканцы заявили 24-летнего Пола Эванса. Как и полагается в таких случаях, новый игрок получил тот же номер, а именно 22.

Все свои 3 матча дебютировавшая на мундиалях сборная ЮАР проиграла, во всех 3 играх на воротах стоял Ханс Вонк с номером 1 на спине. Но после первого матча и вновь на тренировке получает травму и Пол Эванс. Войдя в положение команды, ФИФА в исключительном порядке разрешила команде дозаявить ещё одного вратаря. Так в заявке сборной ЮАР оказалась уже пятая фамилия голкиперов. Двое выбыли. Но вот совсем новому киперу Саймону Гопане решили присвоить номер 23. Как мы помним, 23-й игрок в заявке у всех команд появится только на следующим чемпионате мира.

Ситуация с вратарями в сборной ЮАР — это второй случай появления №23 на мундиалях, до официального изменения в правилах заявок. Игроков в команде, как и положено, было 22, и №13 играл, выходя на замену. Но вот факт зарегистрирован.

Кстати, на турнире 2002 г. почти 35-летний Андре Арендсе всё-таки будет основным вратарём ЮАР и отстоит во всех 3 матчах.

Хотелось бы теперь привести описания некоторых официальных правил и требований из Регламента чемпионата мира 2018 года. Это как пример.

Нумерация игроков в заявке должна быть с 1 по 23, причём номер 1 должен быть только у вратаря.

В заявке должно быть 3 вратаря. Кстати, все три вратаря должны иметь оригинальный цвет формы, отличающийся друг от друга, а также цвет должен отличатся от основной и резервной формы своей команды и команды соперника, отличаться от цвета рубашек арбитров.

Все футболки, в том числе и вратарские, кроме номера на спине должны иметь над номером фамилию (прозвище или другое официально утверждённое ФИФА слово).

В комплекте форм любой команды на любом матче должна быть одна вратарская футболка без номера и фамилии. Знаете для чего? Это для случая, если в ворота придётся встать полевому игроку.

На скамейке команды во время матча может находится не более 23 человек — 12 запасных и 11 членов делегации. Между прочим, состав делегации на турнире (вместе с игроками) не может превышать 50 человек. Удалённые игроки (или члены делегации) на скамейке находится не могут. А вот травмированные или больные могут находится, даже если их не внесли в список возможных заменяющих на матч. В таком случае они на равных условиях со всеми могут быть привлечены для допинг-контроля.

В списке игроков на каждый матч, который команда должна предоставить не менее, чем за 85 мин до первого удара, должны быть обязательно отмечены три вратаря и капитан команды.

Между прочим, есть и такое правило: любой полевой игрок, находящийся на поле, в любой момент при остановке игры (даже перед пенальти!) может встать в ворота вместо вратаря. Для этого нужно только предупредить арбитра и надеть соответствующую футболку без номера. Правда, обратной замены не предусмотрено — вратарь так вратарь. Такая ситуация может возникнуть при исчерпании лимита замен и травме вратаря.

Не смотря на то, что серии пенальти не являются частью матча (они неслучайно называются послематчевыми), для них разработано множество правил.

Например, при травме вратаря его может заменить внесённый в протокол матча резервный вратарь. Но это при условии, что лимит замен не исчерпан. В противном случае в ворота может встать любой игрок, которого внесли в список бьющих пенальти. А вот при травме бьющего игрока никаких замен уже не предусмотрено, удар может сделать вратарь.

Вратарь, конечно, особый игрок в команде. Можно долго сидеть на скамейке, так и не сыграв ни разу. И при этом титул вместе с командой запасной вратарь завоёвывает. Последними, кто сначала завоевал звание чемпиона мира, а затем и сыграл на следующем турнире были бразилец Дида (сидевший в запасе на двух турнирах в 1998 и 2002 гг., был основным в 2006 г. в 32 года) и испанец Пепе Рейна (также бывший в запасе на двух турнирах в 2006 и 2010 гг., сыгравший 1 матч в 2014 г. в возрасте 31 года, и вновь оказавшийся в запасе на турнире 2018 г. в 35-летнем возрасте).

А кому-то из запасных вратарей довелось выйти на замену в самое пекло борьбы и сделать себе имя. Всякое бывает, но без запасного вратаря — а сейчас уже и без двух запасных — матч не состоится. А им нужно быть готовыми в любую минуту встать «в рамку».